Зерно против «Нефтяной иглы»

 	Зерно против «Нефтяной иглы» фото

Зерно против «Нефтяной иглы»

 

В феврале 2008 года американский самолет «Боинг» совершил полет на кокосовом масле. Об этом громко сообщалось в прессе. И этот факт был действительно сенсационным. Правда, у самолета всего 20 % керосина было заменено маслом и только в одном из четырех моторов, но сам факт сильно впечатлил. 

Проблема производства продукта, способного заменить бензин, давно волнует страны, не имеющие природных месторождений углеводородов. Они вынуждены бороться с нефтяной зависимостью и поэтому являются главными разработчиками технологий, способных помочь миру снизить потребление нефти. 

В США много лет действует программа по производству биоэтанола – топлива, получаемого при переработке зерна сельскохозяйственных культур. На первом этапе запланировано добавлять в бензобаки 10 % альтернативного топлива, ровно столько, чтобы без каких-либо переделок заправлять нынешние автомобильные двигатели. С этой целью более полутора сотен заводов производят биоэтанол, хотя пока основную часть их продукции забирает химическая промышленность. 

НИИ биотехнологий Германии разработало способ получения топлива из отходов сыроварен. В связи с этим, автомобилисты иногда шутят друг над другом: «Не забудь прихватить мышеловку, не то останешься с пустым баком!». 

Льготами и премиями поощряет немецкое правительство автоматизацию в промышленности и инициативы по производству автоматизация в промышленностибиодизеля, полученного из рапса. На нем, благодаря его экологической безупречности, работает часть автобусного парка в Бранденбурге. Заправка биодизелем обходится дешевле. Автомобиль «Фольксваген» расходует на 100 километров всего 4-5 литров этого топлива. Особенно выгодно горючее из рапса фермерам, небольшая установка позволяет полностью отказаться от нефтепродуктов. 

Растет интерес к «зеленому топливу» в Австрии, Италии, Франции, повышается спрос на масленичные культуры, которые вследствие этого изымаются из пищевой промышленности и животноводства.

Многие ученые считают, что кощунственно пускать продукты питания на технические нужды, когда на планете миллионы голодающих. Выращивание растений требует больших затрат пресной воды, запасов которой для увеличивающегося населения планеты в скором времени по прогнозам специалистов будет недостаточно. Чтобы не переводить на топливо продукты питания, специалисты предлагают использовать в промышленной автоматизациии, так называемые, бросовые материалы, например: кукурузную шелуху, щепки, макулатуру, сухие листья и т.п. В частности исходным материалом для получения биоэтанола может служить лигноцеллюлоза, которой богаты отходы деревообработки.

Свой вариант уменьшения потребления нефти рассматривает Япония. Несколько крупных центров по изучению проблем моря работают над перспективой производства биотоплива из непищевых морских водорослей. Запасы водорослей у японских берегов огромны, а чтобы их всегда хватало, планируется организовать сеть крупных плантаций для их быстрого выращивания. 

У России большие запасы нефти, и нас пока жизнь не заставляет экстренно выходить на старт гонки за альтернативным топливом. И многие септики высказываются, что России, как водится, придется выбирать свой собственный путь системы промышленной автоматизации. Нет нужды копировать Запад в идее получения топлива из рапса, его выращивание в наших климатических условиях обойдется дорого. Хотя в разных регионах страны он успешно культивируется. Например, в зоне рискового земледелия в довольно холодной Нижегородской области среди аграрных хозяйств есть приверженцы возделывания рапса. Эту масленичную культуру несколько лет подряд выращивает СПК «Грудцинский» в Павловском районе, отводит под нее больше сотни гектаров. Растениеводы сельхозкооператива считают, что рапс благоприятно влияет на структуру почв. Однако все это «капля в море», чтобы говорить о производстве биоэтанола для нужд техники, надо иметь в виду очень большие посевные площади.

Не целесообразным признается производство топлива из зерна, если учесть, что для получения двух миллионов литров биотоплива надо израсходовать более четырех миллионов тонн зерна, или 5 % всего урожая пшеницы в России в 2007 году. Изъять из государственных «закромов» гигантский объем хлебной основы – это для страны с множеством социальных проблем опасно. Цены на главный продукт питания и без того усложняют жизнь населения, а зерно востребовано еще и в животноводстве. 

Более подходящий вариант – переработка лигноцеллюлозы. Известно, что из одной тонны обычных опилок можно получить до 381 литра этанола. В той же мебельной промышленности у нас почти половина материала идет в стружки и опилки, которые зачастую сгорают впустую. Правда, кое-где начали находить им применение и раскручивать производство топливных брикетов из древесных отходов. Может случиться, что на этанол опилок уже не хватит. Кроме того, есть ещё одно «но»…

При национальных особенностях России вполне реально, что альтернативное топливо усугубит алкогольную зависимость населения, жуткую по своим последствиям для будущих поколений. Представьте себе, каково удержаться, если в баке авто у соседа залит спирт?

Так может быть, биотопливо вообще не нужно России? Пусть другие страны переходят на его производство, а мы будем производить зерно и продавать его заграницу вместо нефти? Увы, просто заслониться от чужой проблемы не удастся. Рост цен на нефтепродукты в странах, сидящих на них как «на игле», будет подталкивать производство техники на более экологически чистом горючем. К 2010 году в странах ЕС обязательная биосоставляющая в автомобильном топливе должна присутствовать в объеме не менее шести процентов. Может наступить время, когда импортные машины для России станут непригодными, так как их негде будет заправлять, а транспортным средствам на углеводородном топливе просто запретят въезд в государства, где беспокоятся об окружающей среде. Будет так или нет – никто точно не скажет. 

В условиях развивающихся технологий, быстро переворачивающих фантастику в реальность, проблема может возникнуть там, где ее меньше всего ждешь. Например, если наши сельхозпредприятия ринутся экспортировать зерно заграницу для производства биоэтанола, то не исключено, что нефтяные компании так взвинтят цены на свою продукцию, что аграриям мало не покажется.

 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (ещё не оценили)
Loading ... Loading ...

Нет комментариев “Зерно против «Нефтяной иглы»”

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы чтобы остаивть комментарий.